Еще с давних времен во Франции придворные красавицы окропляли душистостями свои одежды и жилища, подобно тому, как священнослужители кадили во время церковных церемоний. Люди совершали омовения в воде, напоённой ароматом цветочных эссенций, и умащивали свои тела благовонными маслами. Знатные дамы пользовались фиалковыми, лавандовыми и флёрдоранжевыми ароматами, а особые модницы зашивали в одежду и бельё парфюмированные мешочки. Чтобы продезинфицировать и насытить ароматами дом, в камины клали лавровый лист или розмарин и устилали пол душистыми травами. В эпоху Ренессанса, когда с новой силой зазвучала чистая музыка античной культуры, Италия и Франция позаимствовали у эллинов технику и рецепты изготовлении душистых вод и сухих ароматов. Появились разные дорогие вещички (например, pomander), содержащие ароматы в виде душистой пасты или шариков из различных смол. Pomander представлял собой металлический флакон в виде сферы с отверстиями для извлечения содержимого. Мускус, серую амбру и другие ароматные масла использовали как защитное средство от чумы и других эпидемических заболеваний, а также для облегчения процесса пищеварения и даже как лекарство от бесплодия и бессилия. Тогда в моду вошли так называемые винегретки (vinaigrette - <уксусница>) - небольшие прямоугольные коробочки на цепочке. Такие духи можно было хранить в кармане. Внутри коробочки была губка, пропитанная ароматом, она находилась на сеточке, предохраняющей металл от окисления. ...В странах с традицией виноделия винный спирт и уксус были известны с древности. Употребление того и другого в качестве бактерицидных веществ прослеживается ещё в античные времена. В XVIII веке уксусы продолжали служить дезинфицирующим средством, поэтому врачи носили с собой флакон такой жидкости и иногда для предохранения от заражения надевали на нос маску из папье-маше с пропитанной уксусом губкой. Тогда ещё не знали, что в кислой среде гибнут некоторые бактерии, но опыт подсказывал, что использование уксуса необходимо. Если применение ароматического уксуса было и частью этикета, и житейской необходимостью, то духи играли роль бриллиантов - оставались предметом роскоши, престижа, обольщения. Такое сокровище могло принадлежать лишь членам монархической семьи и вельможной знати. При Людовике XV (Франция, 18 век) и в период Регентства огромной популярностью пользовались духи и пудра, созданные в честь герцогини де Омон - Poudre et Parfum a la Marechale (<Пудра и духи а-ля Марешалъ>), а также Queen Elyzabeth (<Королева Елизавета>), имевшие успех на протяжении всего XVIII века. Ароматы той давней эпохи, призванные обольщать, зазывать, возбуждать, хранили в необыкновенных по красоте флакончиках, которые с появлением в Европе фарфора (1710 г.) усердно изготовляли Майсенская и Севрская королевские мануфактуры, берлинские и прочие мастерские. Конечно, за счёт такого обрамления и само содержимое во много раз увеличивалось в цене. Беспрецедентным успехом пользовались флаконы и разные дорогие безделушки для хранения уксусов и румян: всевозможные футлярчики и чехольчики, несессеры, помандеры, винегретки, типично грасские бергамотовые коробочки, pot-pourris (пот-пурри - вазочки с отверстиями в крышке, содержащие цветы и благовония для создания соответствующего аромата в доме).
|